Мне очень нравится, как Ричард Шварц описывает внутренний мир человека, особенно, травмированного. Он делит субличности на три группы: Изгнанники, Менеджеры, Пожарные.

Изгнанники – травмированные части. Раненые и чувствительные. Каждый застрял в своем моменте в прошлом, остаются в том возрасте и месте. Они изолированы, чтобы защитить систему (всего человека) от невыносимых чувств: стыда, страха, боли, ужаса.
Изгнанники отчаялись и зовут на помощь флешбеками, кошмарными снами, ощущениями в теле. Они нуждаются в помощи, ищут того, кто их спасет и освободит. От перенапряжения они могут подвергать человека опасности, лишь бы их услышали. Готовы терпеть унижение и насилие, платить любую цену за любовь, за заботу, за защиту и за надежду на исцеление.

Менеджеры – защитники системы. Обычно они чрезвычайно рациональные, организованные, включенные. Их основная задача – изолировать Изгнанников для спасения их самих и всей системы. Для этого Менеджеры контролируют внешний мир, чтобы избежать любых отношений и ситуаций, где Изгнанники могут выбраться наружу.
Менеджеры вынуждены делать работу, которую не должны делать, и нести ответственность, которую не могут нести, поэтому они могут быть чрезмерно жестоки. Внутренний критик, контролер, перфекционист, пессимист, жертва, угождающий – все это менеджеры, которые ограждают систему от ситуаций, где могут активироваться Изгнанники. Жесткость их действий зависит от верной или ошибочной оценки вероятности ретравмироваться.
Менеджеры тоже нуждаются в заботе и исцелении, но вынуждены это скрывать.

Пожарные – экстренное спасение, когда менеджеры не справились и Изгнанники выбрались наружу. Их задача подавить чувства, ощущения и образы. В ход идет все: самоповреждения, обжорство, алкоголь, наркотики, воровство, мысли о самоубийстве – что угодно, чтобы отвлечь, успокоить, насытить Изгнанников.
Пожарные импульсивные, бездумные, реактивные. Они спасают текущую экстренную ситуацию, не учитывая последствия, так что они могут использовать любые методы, рвать важные связи, быть неадекватными и неприятными всем вокруг.

От такого поведения Пожарных, Менеджеры впадают в ужас и гнев, наезжают на Пожарных за то, что они делают с человеком. Например, Пожарный организует переедание, чтобы Изгнанник успокоился, от этого Менеджер “Надо всегда хорошо выглядеть” впадает в панику и презрительно отталкивает Пожарного за то, что он позволил человеку так распуститься. Человек нападает на себя, винит, что он так жутко сорвался и наелся. Изгнанник от этих перепетий активируется нще сильнее, ситуация пошла на второй круг.

Все части не там, где они должны быть, занимаются работой, которую они не выбирали, для которой не были созданы. Когда каждого Изгнанника освобождают из места, где он застыл, Менеджеры и Пожарные находят более приятные для себя и ценные для системы роли. Высвобождается чувствительность, организованность, смелость. Их качества начинают использоваться на благо человека и его жизни, а не на внутреннее противостояние.