Читаю книгу Елены Петровой «Травма» (другое название «Замороженная жизнь»).
Любопытно рассматривается бесцельный и бессмысленный аффект ярости, направленный на случайный внешний объект. Ну то есть шел-шел человек, а потом вдруг в ярости набросился на кого-то мимопроходящего. Или просто постоянно колбасится в аффекте. Что случилось? Триггернуло что-то.
Триггеры у каждого свои, а функционально такая ярость рождается в травме.
В момент опасности, особенно угрозы физическому телу, его целостности и границам, организм продуцирует всплеск агрессии для защиты себя. Количество выделенной энергии зависит от степени угрозы. Это и есть злость или ярость.
Если человек эту интенцию остановил – то есть заблокировал телесный инстинкт защищать себя, психика может расщепиться на три части:
1) Выжившую-«взрослую», «взрослую» в кавычках, так как это не выросшая естественным образом личность, а отщепленный кусок души, который слишком рано и быстро повзрослел, чтобы справиться с взрослыми функциями выживания.
2) Регрессивную-замершую-изолированную. В момент травмы человек регрессирует в более раннее психологическое состояние. Если травмируется в детском возрасте, то регрессировать может и в младенца. Эта часть хранит страшный опыт, который невозможно было пережить, поэтому запирается внутри на сто замков, выставляется охрана, чтобы не допустить высвобождения этого смертельно опасного переживания.
3) Аффект ярости, которая была выделена в момент смертельной опасности на защиту себя. Если человек дрался изо всех сил и бы побежден – то он израсходовал агрессию и аффекта не будет. А если остановил себя, парализованный страхом перед сильным противником или из-за социальных норм поведения, то мощнейший заряд энергии, выделенный на спасение жизни и тела, будет годами курсировать по телу, без возможности завершиться. Попытки выплеснуть эту агрессию через спорт, танцы, секс и пр, дадут лишь временное облегчение.
Высвобождение этой ярости в терапии – кропотливый процесс, требующий внимания и точности.
Приглашаю в терапию, чтобы собрать себя в себя.
🟨🔶🟧
«При травме душа человека «расщепляется». Такое расщепление является способом спасения. Человек становится преждевременно взрослым и серьезным. Он не справился с ситуацией. Чтобы уцелеть, его душа выделяет очень взрослую часть и регрессивную часть. Этот аффект соответствует регрессии относительно возраста, в котором произошло событие, возвращение к младенческим реакциям. Человек «ускользает от настоящего», которое для него непереносимо.
Практики отмечают, что кроме изоляции эмоций при таком расщеплении создается еще один парадоксальный элемент. Это изолированный аффект ярости. Если мы вглядимся в это возбуждение, то это диффузная ярость. Причем ее проявление (точнее, проявление такого функционального состояния) бесполезно в функциональном смысле!
Сама по себе ярость не имеет объекта. Это аффект, захватывающее субъекта состояние возбуждения. Чаще всего именно ярость как аварийный защитный механизм включается при опасности разрушения (или точнее, при начале разрушения) границ личности или границ биологических. Такое «включение» очень эффективно в функциональном отношении. Для тех, кто знаком с теорией незавершенного действия, видно отличие. Это действие невозможно завершить, так как состояние включается, а ситуации нет! Так как аффект не направлен на объект, в отличие от эмоции он является состоянием, которое развивается внутри субъекта при разрушении его границ и имеет целью исключительно самого субъекта, в плане восстановления его границ.»
Елена Петрова «Замороженная жизнь»/«Травма».